Бабуся
One flew east, one flew west,
One flew over the cuckoo's nest.
Детская считалка
Владислав Терьянинов ехал на своей машине в Тверь. Под Тверью жили его родители, которых он хотел навестить, вернувшись с лунной базы. Он вёл машину и думал о том, что прогресс бежит необычайно быстро. Люди освоили космос только около двухсот лет назад и долгое время это были всего лишь полёты людей на околоземной орбите и неуверенные вылазки на Луну, скорей для храбрости, чем по необходимости. За последние 20-30 лет космос изменился до неузнаваемости. Сейчас уже есть колонии на Луне, Марсе и несколько орбитальных станций на этих и других планетах.
Однако, несмотря на то, что человечество так далеко шагнуло в космос и так сильно продвинулось в высоких технологиях, оно осталось почти на прежнем уровне в плане общественных отношений, в уровне быта и в освоении своей собственной планеты. По-прежнему есть деревни, где живут крестьяне и люди, решившие удалиться от городской суеты. Всё так же в этих деревнях есть дома, в которых топят печи дровами, хозяйства, где косят сено, доят коров и пьют парное молоко, не имея ни малейшего понятия о высоких материях и космических достижениях. И всё это удивительным образом сочетается здесь. Москва – крупный мегаполис, в котором полно промышленных предприятий и научных центров, и здесь же продуктовые рынки и бабки с пучками зелёной травы, существование которых так же незыблемо, как и существование самого человечества.
Владислав притормозил у скамейки напротив сельского дома, там местная бабуся торговала грибами, ягодами, сметаной и ещё Бог знает чем.
– Почём грибочки, бабусь?
– По червонцу белые, по пять подосиновики и подберёзовики, опята на вес. Сама собирала, давеча дождичек грибной был. А опята у нас за сараем растут.
– Ясно. А яблоки почём?
– По двадцать за кило отдам. Ты попробуй, они сладкие. У нас такие не растут.
– Да? И откуда же они?
– С Камчатки. У меня там внучек в мореходстве.
– …? А… а какой смысл везти яблоки с Камчатки?
– Я же говорю, у нас такие не растут.
– Хм. Действительно. Тогда чего же ты их продаёшь?
– А что, мне их солить, что ли?
– Так зачем же вы их столько привозите?
– Так вот, и ты тоже попробуешь.
Владислав даже не знал, что сказать. Всё, вроде бы, логично, но совершенно непонятно.
– А… клубника откуда?
– Клубника? Клубника-то с Луны. Мой младшенький привёз.
– …?!?
– Да ты попробуй, не стесняйся. Такой ты нигде не найдёшь.
– Я не сомневаюсь.
Владислав вспомнил, что на Луне действительно есть экспериментальные плантации. Только неужели Лунная клубника стоит того, чтобы везти её на Землю? Это как-то не укладывалось в голове, хотя Владислав и понимал, что если он спросит бабусю, он получит те же самые ответы, что и в случае с яблоками. Он нерешительно спросил:
– А сметана? Сметану-то сама делала?
– Сметану? Сметану сама, а то как же. Из марсианского молока. Мой старшой на днях молока с Марса привёз, вот мы и сделали творога, сметаны. Сливки есть.
Владислав опешил. Он изумлённо смотрел на бабушку, вещавшую ему, какое вкусное молоко доят у марсианских коров. Голова шла кругом. Он подумал, что бабка, должно быть, издевается над ним. Тут взгляд его упал на железки, которые бабуся тоже выложила на лавку. Среди железок лежала новейшая модель ионного водородного инжектора для термоядерных реактивных двигателей самого современного звездолёта, который существует только в виде трёх полуэкспериментальных прототипов. Этот инжектор изготовлен из самой жаропрочной керамики с использованием прецизионных методов обработки. В нём всё выверено с точностью до микрона, установлен тончайший соленоид из высокотемпературных сверхпроводников, вмонтирована сложнейшая система охлаждения жидким азотом, применена масса мировых идей, и вообще, эта штука может стоить баснословных денег. Как такой инжектор мог оказаться у деревенской бабки?
Тыча в инжектор пальцем, Владислав с трудом выдавил из себя:
– А это! Это откуда?!!
– А! Эта штуковина, что ли? Да её намедни дочка в огороде нашла. Я её положила, думаю, мало ли кто купит, всяко прибавка к пенсии. А дочка-то сорняки полола и…
Владислав попятился к машине. Плохо слыша, что там ещё, оживлённо жестикулируя, говорит бабка, он поскорей сел за руль и рванул с места. Он хотел ущипнуть себя, чтобы убедиться, что бабка ему померещилась, но этот "призрак" всё ещё долго маячил в зеркале заднего обзора. Пережитая встреча напомнила ему случай, однажды произошедший с ним.
Как-то раз он с друзьями путешествовал по лесам Мадагаскара. Надо сказать, что леса там очень глухие. Остров изобилует растительностью и живностью, но людей там мало – это, в основном, малообразованное коренное население. В непроходимых лесах Мадагаскара очень легко заблудиться и погибнуть.
И вот, когда Владислав с друзьями пробирался сквозь чащу, он совершенно непредусмотрительно отвлёкся, чтобы понаблюдать за какой-то дивной птицей. Через минуту он поспешил догнать друзей, но вскоре понял, что безнадёжно заблудился. Он тогда думал, что погибнет. Несколько дней Владислав продирался сквозь заросли, придерживаясь выбранного направления, не имея на руках компаса и карт, и когда он уже отчаялся выбраться, он внезапно вышел на крохотную полянку, посреди которой рядом стояли банкомат и автомат по продаже горячих пончиков. На его счастье у него была с собой кредитная карта. Он тогда не мог поверить в то, что видит перед собой, сама идея казалась совершенно абсурдной. Но, безусловно, хорошей. Пончики были вполне реальными, свежими и горячими. И это притом, что на десятки километров вокруг не было ни одной живой души, и к этой полянке не вела ни одна тропинка. Подкрепившись пончиками и взяв их с собой в дорогу, Владислав смог через несколько дней выйти к дороге.
Позже Владислав пытался заставить себя думать, что это у него было видение в горячечном бреду, хотя воспоминание было очень живым и реалистичным.
Владислав не знал, что и думать после этих двух случаев. У него появилось ощущение, что не всё так просто в этом мире, простота бывает чрезвычайно обманчива. Существует какая-то незримая взаимосвязь вещей в природе, недоступная нашему взору, которую, наверное, не сможет понять ни один пытливый ум на свете, и есть дирижёр за кулисами, который приводит в действие скрытые механизмы. Иногда одна странная декорация вдруг появится на сцене, иногда другая, а мы удивляемся, какие удивительные явления происходят вокруг нас.
23.02.01
|